Справедливость Производительность Качество
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ
Клиентоориентированность и ответственное потребление авиационных услуг как ключевые направления в обеспечении конкурентоспособности авиакомпаний (экспертное мнение)

Солнцев М.А., Карпова С.В.

01.12.2022

Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р, предполагает сохранение конкурентного рынка авиационных перевозок в Российской Федерации, в рамках которого осуществляется рыночное и техническое регулирование.
Важно отметить, что большинство крупнейших компаний развитых стран в обеспечении конкурентоспособности ориентируются не на естественные, а на приобретенные конкурентные преимущества, к которым относятся интеллектуальные и технологические факторы, обеспечивающие создание инноваций через внедрение цифровых технологий. Поэтому формирование конкурентных преимуществ современной авиакомпании в условиях глобальной технологизации и инноватизации производства должно быть на основе инновационного и технологического лидерства.
К конкурентным преимуществам авиакомпаний, формируемым на основе интеллектуальных, цифровых и новых производственных технологий, можно отнести корпоративную культуру, управление системой знаний о ключевых стейкхолдерах, «умное» производство и «умный» сервис, искусственный интеллект, машинное обучение, нейро- и нанотехнологии. Все они так или иначе связаны с двумя ключевыми направлениями: первое – это клиентоориентированность авиакомпаний и второе – ответственное потребление авиационных услуг потребителями (пассажирами).
Говоря о клиентоориентированном подходе в авиационной отрасли важно проводить перестройку деятельности авиакомпаний в части «умного» сервиса через особые подходы в маркетинге. Улучшение маркетинговой деятельности, базирующееся на принципе клиентоориентированного подхода, целесообразно реализовывать посредством маркетинга взаимоотношений. Клиентоориентированная авиакомпания понимает и удовлетворяет потребности пассажира, не навязывает потребителю набор ненужных услуг и непривлекательную модель взаимодействия, а старается воплотить в продукте разделяемые клиентом рациональные и эмоциональные ценности.
С конца ХХ века устойчивое потребление привлекло внимание академиков и практиков в результате появления двух важных социальных ценностей: 1) защиты окружающей среды и 2) этического потребления. Исследователи в основном изучали, какие установки, ценности, обязательства и этические нормы определяют устойчивые покупательские действия. Существует предположение, что социально ответственные потребители могут демонстрировать хорошие черты, сформированные действиями, обучением и этическими практиками, которые они повторяют на протяжении всей жизни, а также врожденным темпераментом. При этом маркетинговые усилия, направленные на устойчивое развитие, будут эффективными и действенными, если бизнес и руководство примут гуманистическую точку зрения в своих маркетинговых принципах.
В последние годы в России получили масштабное развитие процессы цифровизации как в производстве, так и в потреблении. Уже созданы предпосылки для становления ответственного потребления с использованием цифрового инструментария. В свою очередь, если говорить о подходах к ответственному потреблению, то можно выделить как минимум три подхода к поощрению ответственного потребления разных групп населения: 1) государственный; 2) неправительственный – неправительственные организации (НПО); 3) корпоративный – организации разных форм и типов управления – бизнес в лице крупных, средних и малых организаций.
Многие организации используют свои уникальные возможности для поощрения устойчивого поведения населения в областях, имеющих отношение к их бизнесу и рынкам. Например, авиакомпании по примеру компаний потребительского рынка (пример, опыт компании Unilever по разработке дорожной карты «Пять рычагов для перемен», в которой систематизированы базовые правила, побуждающие потребителей изменить свое поведение) могут использовать свой предыдущий опыт проведения кампаний в области охраны окружающей среды, побуждая потребителей использовать меньше воды и средств гигиены, производить меньше отходов и т.п.
В целом передовые цифровые технологии и тренды, формирующие корпоративные стратегические конкурентные преимущества, могут служить основой для формирования механизмов технологической трансформации российских авиакомпаний в современных условиях санкционного давления. Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций авиационной отрасли является важнейшим элементом обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в современных сложных международных условиях. В результате реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года будут обеспечены устойчивые лидерские позиции России в авиационных технологиях, что позволит создавать конкурентоспособные воздушные суда и сервисный продукт следующих поколений, и совершенствовать авиатранспортные услуги текущего поколения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной бизнес-среде клиентоориентированный подход и ответственное потребление авиационных услуг может стать ключом к долгосрочному успеху российских авиакомпаний. Для этого всем сторонам, заинтересованным в развитии транспортного комплекса России (промышленные предприятия, авиационные предприятия, научные и образовательные учреждения, органы государственного управления, советы по профессиональным квалификациям, отраслевые СМИ) необходимо активно инициировать и поддерживать проекты, направленные на решение первоочередных проблем: нехватка квалифицированных кадров, неэффективные стандарты и консервативное нормативно-правовое регулирование.
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Напишите нам, если у вас возникли вопрос
2022© Все права защищены. Сайт Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта